9 культовых обрядов в тувинском шаманизме

шагаа 2

сан

  • Культ огня (семейного очага), отвечающий за благополучие семьи. Проводится приблизительно поздней осенью (при первом снеге), в каждой семье лично. У первоисточника огня просят благополучие скота, материальное благополучие семьи и здоровья членов семьи, чтобы удачно пережить трудный сезон года — зиму.
  • Культ освящения дерева — тел, отвечающий за благополучие и сплочённость семьи. Тут обычно собираются кровные родственники до шестого колена у священного семейного дерева тел (дерево тел — обычно это множество деревьев, растущих из одного корня независимо от породы, или деревья разной породы, растущие из одного корня). Культ проводится, когда созревает урожай, после сенокоса (в середине августа и в начале сентября).
  • Культ родоплеменной группы (проводится у священной горы), отвечающий за благополучие и сплочённость. Этот обряд является одним из важных, потому что он даёт понять человеку, что он принадлежит определённому обществу, и что у него есть свои обязанности перед своим народом.
  • Культ освящения дерева-шамана, который отвечает за непрерывность и преемственность шаманской религии. Обычно дерево-шаман — это старая лиственница, к ветвям которой подвешен бубен и одежда шамана, жившего раньше в этой местности. Считалось, что дух умершего шамана переселился в живёт в этом дереве. У такого дерева просили, чтобы дух этого шамана снова переродился в этой родоплеменной группе.
  • Культ освящения каменного памятника. Этот культ воспитывает бережное отношения к своей истории и к памятникам, которые передались от предков. Считается, что события, которые происходили раньше, влияют на нынешние события. Например, при массовых заболеваниях просили у памятника: «О великие богатыри, которые боролись и отдали свою жизнь за наше будущее, дайте нам силы и помощи. Наши дети болеют, и наш род может прерваться. Не дайте нашему роду исчезнуть с лица земли…»
  • Культ животворящего источника. Тувинцы-скотоводы, полностью зависящие от воды, свято оберегали места выхода ручьёв. Если это источник лечебный (минеральный, радоновый и т.д.), то его называли аржааном. Особенность аржаанов в том, что их водой лечатся не только физически, но и духовно, человек после лечения в аржаане чувствует себя физически здоровым и духовно здоровым. Окрестность аржаана также считается священной. К началу источника не допускают никого, даже перешагнуть через родник аржаана считается грехом, бросание мусора и грязи в аржаан — тем более. К территории аржаана не допускается домашний скот. Вблизи аржаана не разрешается ломать ветви деревьев и срывать с них листья, а также косить траву. Поклонение аржаану проводили один раз в год, летом при открытии сезона аржаана.
  • Культ освящения начала русла (проводится весной, когда поливают поля). Освящение проводится при изменении русла реки (ручья) при поливе орошаемых земель. Когда кочевники начали осваивать земледелие, им пришлось задуматься о поливе своих земель. Однако считается, что человек не имеет права изменять окружающую среду. Поэтому при изменении русла реки, просили прощения у реки.
  • Культ освящения танды (определённого горного комплекса со своей природной средой). Культ проводится, чтобы просить благополучие, урожайность у тайги.
  • Культ освящения неба. Под небом подразумевается все то, что находится выше земли (облака, звезды, планеты и т.д.). Кочевники понимали, что небо влияет на всё происходящее вокруг. Поэтому почитали небо отцом, а землю — матерью. Культ считается самым высшим, и его проводили самые сильные шаманы в случаях засухи и природных катаклизмов.
Начын Сартыыл, потомственный тувинский шаман

Share Your Thoughts