Судьба через призму тувинского шаманизма и буддизма

Центр Артыш

В тувинском языке есть комплекс понятий, переводимых обычно на русский язык словом «судьба». Система этих понятий напрямую связана с мировоззренческой позицией личности, с так называемыми «экзистенциальными» проблемами, встающими перед любым человеком. К ним, в частности, можно отнести вопросы о свободе воли и степени контроля человеком своих поступков. Последний вопрос чрезвычайно важен в практическом плане, т.к. относится к сфере реального поведения и социального взаимодействия.

В современном тувинском языке существует несколько терминов, связанных семантически в единый комплекс, который можно для простоты назвать русским словом «судьба». В этот комплекс входят такие слова, как салым, чол, чаяан, хуу-салым, салым-чол, салым-чаяан, таварылга. В данной работе подробно рассматриваются термины таварылга, хуу-салым, салым-чол, салым-чаяан. В «Русско-тувинском словаре» все эти термины переводятся как «судьба». Однако в реальной речевой практике эти слова далеко не всегда фигурируют как синонимы.

Таварылга — понятие по отношению к концепту судьбы частное, наиболее точным будет перевод этого термина словами «случай», «ситуация». Вот как говорят люди о смысле этого понятия: «Таварылга — это случай. Например, кто-то опаздывает на рейс, садится второпях в другую машину и попадает в аварию». «Например, случайно встретила друга, которого много лет не видела. Это ни от чего не зависит, само происходит». «… Это то, что случилось». « … Это ситуация. Что-то приключается, например, человек в яму падает. Это не случайно». Понятие таварылга, таким образом, относится к единичным событиям в жизни человека, является элементарной единицей, из которых выстраивается судьба человека в целом.

Итак, таварылга — это то, что встречается человеку на его жизненном пути вне зависимости от его воли и происходит на протяжении субъективно небольшого отрезка времени.Салым-чаяан — составное слово. Словари толкуют его значение как судьба, талант, будущность. По отдельности словам салым и чаяан приписываются те же значения. Также и в бурятском языке имеется явно родственное слово заяан («судьба»). Однако большинство опрошенных тувинцев с полной уверенностью приписывали слову салым-чаяан значение «талант», «способности» и четко отделяли его значение от понятия «судьба вообще»: «Салым-чаяан — талант человека в какой-то определенной области. Развить это можно, но все зависит от наследственности». «…Это то, что дано, дар, если человек хорошо поет, танцует, сочиняет стихи». «… Салым-чаяан встречается у шаманов и артистов, про них говорят — «салым-чаяанныг»имеющий салым-чаяан»]». В то же время, салым-чаяан можно рассматривать не только как синоним слова талант. Этим термином описывается весь комплекс способностей, предрасположенностей человека к какой-либо деятельности, свойственный ему от рождения. Это то «имущество», которым человек располагает в начале своего жизненного пути. Таланты — лишь наиболее яркие проявления этих данностей. К ним относится и характер человека: «Салым-чаяан — людей сотворил бог, сотворил, каким будет характер человека от рождения до взрослости. Если люди будут делать богу плохо, бог самому человеку сотворит плохой салым-чаяан. Глупость и хулиганство людей не случайно, сам бог сотворил людей глупыми или хулиганами. Салым-чаяан — это творение бога, я думаю».

Рассмотрение однокоренных слов также свидетельствует о семантической близости термина скорее к понятию «нечто данное изначально», чем к более узкому понятию «талант», в котором данные от рождения способности лишь наиболее ярко проявляются для стороннего наблюдателя. Глагол чаяар означает «творить», чаяаттынган — «данный от природы, естественный, прирожденный» (чаяаттынган рефлекс — «безусловный рефлекс»).

Наличие «хорошего» салым-чаяан еще не означает хорошей судьбы в целом. От человека зависит, как он распорядится данными ему способностями. Можно привести такую метафору. Всем людям в начале жизненного пути выдается определенный набор предметов, которые могут пригодиться в дороге — спички, ножи, одежда и т.д. Человек может с умом использовать данное ему, может применять не по назначению, а может и просто выбросить, не понимая ценности того, чем он обладает. Таким образом, салым-чаяан — это то, что человек получает в начале жизненного пути.

Салым-чол. Также является составным термином. Первый компонент уже рассматривался. Чол, также как и чаяан, находит соответствие в монгольских языках: зол в бурятском означает «удача», «счастье». В тувинском слово чол имеет значения «судьба», «доля», «счастье». Прилагательное чолдуг (буквально — «имеющий чол») означает «счастливый». Часть информаторов считает выражения салым-чол и хуу-салым синонимами со значением «судьба вообще», противопоставляя их слову салым-чаяан. Сначала будут рассмотрены комментарии тех, кто четко разделяет эти выражения. Из всех таких комментариев явствует, что салым-чол представляет собой понятие более широкое по отношению к обстоятельствам жизни человека, чем хуу-салым (личная судьба). Обстоятельства, зависящие от салым-чол, — глобальные и в целом независящие от воли человека. Однако от человека зависит, как именно он поведет себя в этих обстоятельствах. В самых общих чертах — салым-чол — это совокупность случаев, ситуаций (таварылга) и условий жизни человека. Продолжая метафору с дорогой, можно сказать, что салым-чол — это «рельеф местности», по которой проходит жизненный путь человека. Одним из важнейших обстоятельств, связываемых с салым-чол человека, является его место рождения и место жительства, принадлежность к определенному народу или социальной группе: «Например, я приехал в этот район ненадолго, да так и остался. Это у нас салым-чол». «То, что я родился в Туве — это мой салым-чол». Такие жизненные обстоятельства и условия могут быть достоянием больших масс людей, быть для них общими: «Салым-чол — общая судьба. Например, из 2-х человек у каждого своя судьба (хуу-салым). А салым-чол — у всех людей». Обстоятельства, диктуемые салым-чол, как и особенности реального рельефа местности, могут быть использованы человеком по-разному. Один человек просто устанет, взобравшись на высокую гору и будет считать это пустой тратой времени. Другой использует достигнутую высоту для того, чтобы осмотреться вокруг…

Использование человеком возможностей, заданных его салым-чаяан и салым-чол (с точки зрения буддизма, все это — аналог кармы) зависит от такого компонента судьбы, как хуу-салым, или личная судьба.

Хуу-салым. Описанные выше категории представляют собой как бы некий каркас жизни человека, общую структуру, задаваемую божествами или кармой. Это данности, которые уже «существуют» в момент рождения человека в некоем «вневременном пространстве». Эта совокупность категорий может быть так же уподоблена правилам компьютерной игры, набору возможных ходов. Хуу-салым, личная судьба, представляет собой в таком случае процесс, в ходе которого правила тем или иным образом реализуются. Путник в дороге может идти быстро или медленно, встревать в драки или избегать их и т.д. Личная судьба зависит от самого человека: «Хуу-салым — если жизнь хорошая или бедная. Некоторые пьянствуют, заблуждаются. Жизнь каждого человека различна. Например: там люди жили очень хорошо. Там какие-нибудь люди бедные, страдающие, голодают, одежды, вещей нет. В доме одной семьи — 8 детей. А в другой — 3 ребенка. Жизнь — это быт каждого человека. Если люди ленятся — и жизнь плохая будет. Когда будут трудолюбивые, прилежные, огород выращивают, сами себе деньги зарабатывают — и житье тоже будет хорошим. Парень влюбился в девушку, которую знал с детства, они поженились, и тут выясняется, что жена — стерва. Он от этого начинает пить. Это его хуу-салым».

Уверен, многие читатели вопримут все, о чем я до сих пор говорил как что-то похоже на игру в слова. Не торопитесь с выводами. За этой игрой скрывается вполне осязаемой и очень важной для практики содеражание.

Путник и дорога

Наличие категорий, описанных в предыдущем материале, позволяет человеку решать непростую «экзистенциальную» дилемму между жестким детерминизмом и свободой воли. Если «правила игры», «рельеф местности» и «маршрут» предопределены кармой или божеством, то ход самой игры («поведение в дороге») и ее результат являются итогом свободного выбора «игрока» («путника»).

Например, на протяжении пути человек встречается с бесчисленным множеством ситуаций-таварылга. Однако при этом он может некоторым из них уделять внимание, а некоторые игнорировать. Кто-то проигнорирует найденную на обочине бутылку водки, кто-то — книгу. На пути может быть яма. Если идти вперед с закрытыми глазами, в конце концов, рано или поздно в нее упадешь. Если глаза открыть — яму можно обойти. Всегда существует определенная вероятность того или иного выбора. Набор вероятностей практически бесконечен, однако предыдущие шаги делают то или иное событие, выбор более вероятными, чем другие.

Шаман представляет собой в этой системе «управления вероятностями» очень важную фигуру. Вся деятельность шамана основана на представлении о возможности изменить судьбу человека, уменьшить вероятность одного события и увеличить вероятность другого. Отметим, что шаманы большое значение придают всевозможным знакам (т.е. являющимся, фактически, тем же таварылга). Человек может увидеть и не увидеть знак, может интерпретировать его правильно или нет. Собственная жизнь шамана состоит в постоянной интерпретации таких знаков. Предсказывая судьбу человека, в том числе с помощью традиционного гадания на камнях хуваанак, шаман определяет наиболее вероятный путь развития событий. При этом по желанию клиента (а иногда — в собственных целях) шаман может с помощью духов-помощников или конкретных рекомендаций (не надевай красного, не посещай в этом месяце такой-то район и т.п.) вероятность эту уменьшить или увеличить, направить человека по другому пути.

То же самое можно сказать и о деятельности лам. Предсказывая будущее, они выделяют один из наиболее возможных (при определенных условиях) вариантов событий. Для иллюстрации этой мысли приведу рассказ-легенду о таком предсказании. Речь в рассказе идет о периоде религиозных гонений в Туве (1930-е гг.). Когда ламы одного из крупных тувинских монастырей поняли, что их хурээ скоро будет разрушено, они собрались, что бы обсудить создавшееся положение.

«Главный лама бросил жребий, и выпало на одного молодого послушника. Лама сказал ему: «Мы все погибнем, и только ты увидишь и разрушение, и возрождение желтой веры. Для этого ты должен сейчас же покинуть монастырь и сесть в тюрьму за какое-нибудь уголовное преступление. Тогда тебя не тронут». Этот парень так и сделал. Он ушел из храма и решил сделать так. Ночью пришел к поселковому магазину. А возле магазина уже давно стояла бочка со спиртом. Тогда тувинцы были равнодушны к спиртному, и никто на нее не обращал внимание. Ее иногда использовали чтобы, встав на нее, выступать перед людьми. Никто не охранял эту бочку. И вот он взял и укатил ее в лес и столкнул в какую-то яму. А утром пришел в милицию и говорит: я украл спирт. А те не верят, они ведь знали, что он послушник. Он несколько раз повторил, тогда они пошли с ним проверить. Оказалось, и правда — бочки нет. А в магазине никто и не заметил. Потом он показал, куда спрятал. И его посадили на несколько лет. Он сидел как уголовник, поэтому его уже не трогали как ламу. Потом он дожил до старости, и когда начал возрождаться буддизм, был одним из немногих, кто знал нужные обряды и проводил их. Вот так предсказание ламы сбылось».

Как видно из рассказа, лама ука­зывает не просто на жестко предопределенную цепь событий, кото­рая должна привести к такому-то результату. Он указывает на вероятность. Событие (дожить до возрождения буддизма) может состояться лишь если послушник предпримет определенные действия. Лама задает только общую направленность необходимых действий — сесть в тюрьму. Послушник же сам разрабатывает и реализует определенную схему действий. Его действия являются, таким образом, проявлением свободы воли.

В чем же социально-психологическая функция предсказаний шаманов и лам, их деятельности по управлению судьбой? Обычный человек, от которого скрыты тайные причины многих событий, например — деятельность духов, «рельеф местности», по которой проходит его «дорога», испытывает в критических ситуациях (смерть близких, развод с супругом, болезнь, материальные трудности и т.п.) психологический дискомфорт, связанный с невозможностью контролировать события. Недостаток информации, ощущаемый человеком, мешает принятию решений. Шаман и лама помогают человеку принять решение в определенной ситуации, определить точнее жизненные цели и пути их реализации. Кроме того, человек перераспределяет ответственность, часть ее перекладывается на шамана: «Я сделал все как он говорил, а получилось вот так плохо. Это плохой шаман». Шаманы, как я заметил, выступают против такой позиции своих клиентов: «Если человек живет плохо, душа у него черная, сам портит свою жизнь, почему он ожидает от меня, что я ему сделаю что-то хорошее? Не бывает черных и белых шаманов, которые делают только хорошее человеку или только плохое. Что в нем уже есть, то он и получит». Тем не менее, можно утверждать, что для людей, не уверенных в своих силах, ссылка на шамана или судьбу является механизмом, компенсирующим сознание собственной несостоятельности. Для людей же более успешных предсказание шамана может служить подтверждением правильности выбранной стратегии. Такое подтверждение добавляет человеку уверенности в своих силах.

В заключение хотелось бы привести высказывание молодого шамана Сылдыса Шыдыра, 1981 г.р., жителя г. Шагонара:

«Таварылга — случайность. Но в жизни все не случайно. Хуу-салым у каждого разный. Для себя я думаю так — не нужно обвинять бога за все. Мы сами создаем хуу-салым. По ламаизму, человек сам выбирает хуу-салым, а не бог. Салым-чол — это еще совесть. Мой салым-чол плохой — думают некоторые люди. Они не думают о том, что сами создали это. У меня, например, хуу-салым — это способность к математике, салым-чол — шахматы, салым-чаяан — волшебство. Салым-чаяан — способности от Бога, а не от себя. Про судьбу. Например, я в 14 веке был купцом. Так сказал один великий шаман. Я был добрым, очень богатым, продавал что-то, не знаю что, может быть землю. Я поклонялся Вишну и делал много пожертвований. Я этого не помню, но есть доказательства: мне постоянно хочется что-нибудь продать. А у меня ничего нет, поэтому я все из дома ворую и продаю, мама меня ругает. Из-за этого недостатка я и не стал великим шаманом. Вот так вот строим свою судьбу».

Наверное, не стоит абсолютизировать его последнюю фразу. Хотя бы потому, что есть и такие про­веренные формулы судьбы, как, например, эта: гений — это 5 процентов таланта и 95 процентов — трудолюбия. Но и отрицать того, что большинство из нас, среднестатистических граждан, особенно, в тяжелые минуты жизни готовы поверить в силу рока или в провидение. И, согласитесь, помочь им в этот мо­мент — святое дело. Какая это будет помощь — плечо друга или слово шамана — не столь уж и важно.

Борис МЫШЛЯВЦЕВ

Share Your Thoughts